Мы хотели увидеть дельфинов. А может, мы искали скатов манта, размахивающих крыльями-плавниками подобно привидениям. Или хотели поплавать с трехметровыми морскими черепахами. Все сразу забылось и показалось неважным, когда к нам подплыла 13-метровая акула.

На Мальдивах путешественников предупреждают, что местные акулы если не дружелюбны, то уж, во всяком случае, безопасны для человека. Маленькие рифовые едят рыбу, большие китовые — планктон. Однако в их стеклянных глазах и нервной пластике нет никакого дружелюбия. Кажется, акула вечно пребывает в дурном настроении и вечно голодна. К «миролюбию» акул приходится привыкать.

В отеле Anantara Kihavah Villas есть знаменитый подводный ресторан Sea, который от прочих подобных заведений отличается тем, что дегустационное меню с шампанским и лобстером в нем и правда на высоте — это редкость для ресторана-аттракциона, куда и так придут. Другая его особенность — стеклянные стены высокой четкости. Перед этими стеклами морские жители движутся как на параде. Одни всасывают планктон. Другие с треском откусывают кораллы (не знаю, можно ли слышать этот треск сквозь 12-сантиметровые стекла, но, кажется, я слышал). Третьи едят других морских жителей. При приближении рифовой акулы рыбы нервно метнулись. В секунду перед окнами никого не стало, а еще через пару секунд проплыла акула — маленькая, метр двадцать, и с виду безобидная, но, видимо, не для всех.

К сваям водных вилл Four Seasons Kuda Huraa зубастая малютка приплывала спать каждый день. Она была похожа на домашнюю собаку, которая вместо того, чтобы лаять на прохожих, мирно спит в своей будке. Чтобы побороть предубеждение, в Kuda Huraa предлагают сафари с акулами. Морские биологи буквально купают гостей в акульем супе. Это купание щекочет нервы: акулы плывут прямо к тебе, и лишь на расстоянии пары метров сворачивают в сторону. Страх перед акулами пропадает, когда я вижу, как инструктор подплывает к спящей на дне рифовой акуле и хватает ее за хвост — никакого почтения к хищнице. Не проснувшаяся толком акула спешно ретируется, оставляя за собой песочное облако. И хотя в мальдивских водах не было случая нападения акулы на человека, страх могут побороть не все. «Там, там… я не могу даже описать. Она набросилась на меня! Она хотела меня съесть! Увезите меня отсюда немедленно!» — кричал в истерике упитанный датский юноша, у которого глаза были готовы вылезти из век от напряжения. Одного взгляда на него было достаточно, чтобы понять — юноша невкусный, но разве ему это объяснишь? Пришлось срочно свернуть погружение и отвезти его на осмотр к доктору.
Мальдивы с территорией, всего один процент которой занимает суша, идеальны для круиза на яхте. «Здесь 1192 острова и 26 коралловых рифов,— говорит Елена Максимова, директор Ulysse Travel Club.— Из них всего 200 являются обитаемыми, что дает безграничные возможности для исследования рифов и оставшихся островов на яхте». Ulysse — клуб, в котором к путешествиям относятся как к костюму, сшитому на заказ: для его владелицы нет ничего оскорбительнее слова «туризм». Двери «Улисса» для туристов закрыты, Елена работает для тех, кто хочет получить необычный и совсем не массовый опыт. Например, на яхте.

На Мальдивах, как, впрочем, и в других регионах, мы работаем с Натальей Смекалиной, брокером Nemo Yachts. Несмотря на то что погодные условия на Мальдивах благоприятны круглый год, для чартеров самым популярным является период с ноября по апрель. Местных яхт, которые базируются в этом регионе, совсем небольшое количество, и они весьма специфичны.

Ситуация, когда в регионе, словно созданном для яхтинга, невозможно найти хорошую яхту, удивительна, но ее подтверждают все, кто сталкивался с мальдивским чартером. Вилена Павлова, российский представитель компании Burgess, одного из крупнейших яхтенных брокеров в мире, тоже признает, что выбор на Мальдивах невелик. «Весь чартерный флот там сосредотачивается в ноябре-декабре,— отмечает Вилена,— после чего он распределяется по всему Индийскому океану».

На самом деле пригнать на Мальдивы можно практически любую яхту из тех, что владельцы используют для чартера. Однако платить за дополнительное топливо (а в случае с суперъяхтой это может быть сумма, близкая к стоимости самого чартера) никто не хочет. Другая проблема — сомалийские пираты, с которыми рискуют столкнуться капитаны яхт, прибывающих в Индийский океан из Средиземноморья. Не то чтобы пираты были непреодолимой преградой. Однако для круизов мимо сомалийских берегов нужны либо вооруженные суда сопровождения, либо крайне разорительная страховка. В итоге получается, что на Мальдивах можно найти либо яхты, которые всегда находятся там (обычно маленькие, старые и маловыразительные). Или яхты австралийских владельцев — среди них встречаются неплохие варианты. Яхты из Европы (самые новые, большие и престижные) попадают на Мальдивы в том случае, если у их владельцев есть виллы в этом регионе и они перегоняют яхты прежде всего для себя, а заодно используют для чартера. Такие яхты в апреле покидают мальдивские воды, чтобы вернуться в Средиземное море к началу круизного сезона.
Самый эффектный вариант, который можно найти на Мальдивах и Сейшелах в этом марте,— 72-метровая яхта Titania, построенная бременской верфью Luerssen в 2006-м, а в прошлом году основательно обновленная, если не сказать перестроенная. Ей нарастили 3,8 метра в длину, чтобы оборудовать большую пляжную зону у воды, вторую каюту владельца на верхней палубе и найти место для спортивных тренажеров на сандеке. Это решение было принято новым владельцем, чтобы усилить чартерную привлекательность яхты. Мода меняется быстро, и с тех пор, как Titania сошла со стапелей Luerssen (при первом крещении она называлась Apoise), в ней не был учтен тренд здорового образа жизни — больше открытых пространств, больше водных игрушек, в обязательном порядке тренажерный зал или же площадка на открытом воздухе, отсутствие лишних перегородок в интерьере и еще больше личного пространства в каюте владельца. Теперь на Titania все это есть, что как нельзя лучше подходит к отдыху на Мальдивах, главная цель которого водные и подводные активности. Каяки, водные мотоциклы, оборудование для сноркелинга и даже надувной водный парк — для мальдивского круиза это предметы первой необходимости.

Но не только оборудование — навыки экипажа имеют не меньшее значение. Скажем, на Titania есть профессионально оборудованный спа-кабинет, а на борту всегда присутствует спа-терапевт — это редкость даже для очень больших яхт. Заниматься на тренажерах помогает тренер, готовый составить программу занятий. Погружения происходят с инструктором.
Впрочем, если чего-то или кого-то на борту нет, это тоже решаемо. Скажем, оборудование для дайвинга — редкость даже для яхт, которые бывают на Мальдивах регулярно, так же как и сертифицированный инструктор на борту. К тому же сертификация дайвинга на Мальдивах сложна и отличается от других стран. В Burgess решили эту проблему кардинально: заключили стратегическое партнерство с Dive Butler International. Это агентство, готовое организовать обучение дайвингу практически на любом языке (в команде говорят в общей сложности на двадцати пяти) и погружение на дно где угодно, хоть с яхты. Обычно дайвинг на Мальдивах происходит рядом с фару (внешним рифом), тилда (небольшим рифом, окружающим атолл) или канду (канал между двумя фару там, где заканчивается атолл и начинается океан). В DBI знают, что новичков стоит погружать в неглубокие воды, такие как на рифе Батала-Маага в северном атолле Ари, для опытных подойдет риф поглубже, такой как Фоттейо-Канду на атолле Фелиду. Есть рифы со слишком сильным течением, где новичку не выплыть, есть те, где лучше всего наблюдать за китовыми акулами (тоже не для новичков — акулы любят более глубокие и более прохладные воды), есть те, где встречаются скаты манта. За их перемещениями следят и морские биологи, и дайвинг-инструкторы, которые выберут правильное место для погружения. Скажем, вблизи атолла Баа на юге Мальдив, где находится курорт Four Seasons Landaa Giraavaru, манты гарантированно встречаются с июня по октябрь. А на севере, у острова Рангали, где находится отель Conrad, манты есть всегда. И не надо быть дайвером, чтобы их увидеть: они просто приплывают на свет под мостом, соединяющим два острова отеля, и вращаются под ним как малютки-привидения. Или вот дельфины. На севере они более крупные и более пугливые, сторонятся моторных лодок — за их прыжками нужно наблюдать издалека. На юге живут дельфины поменьше, и они страшно любопытны: не просто выпрыгивают из воды, но сопровождают катер, ведут его за собой как эскорт. В качестве дополнительного спецэффекта там же можно наблюдать летучих рыб, которые, выпрыгивая стаей, блестят чешуей на солнце.

Из моторных суперъяхт высшей лиги, которые можно встретить в Индийском океане, Вилена Павлова называет Sequel P и Cloud 9. Sequel P — это 55-метровая яхта, построенная турецкой верфью Proteksan Turquoise в 2009-м. Она хороша современным дизайнерским интерьером, в котором заметно аккуратное, без единой китчевой детали влияние Азии. На борту в шести каютах поместятся 13 гостей, предусмотрены многочисленные водные игрушки, в том числе все, что нужно для рыбалки. Рыбалка, кстати, входит в обязательную программу мальдивских каникул — гости ловят рыбу, которую потом им же подают на обед. Впрочем, было бы наивно думать, что провизия на борту состоит лишь из того, что поймали за день гости. На яхтах всегда есть запас свежей рыбы, которую ловят во время круиза члены экипажа. В мальдивских водах это минутное дело. На яхте Four Seasons я видел, как вечерами включают подводную лампу, и освещенное пространство моментально наполняется десятками рыб — выбирай любую. «В Индийском океане огромное разнообразие рыб, среди прочего белый и красный окунь, тунец, групер, афарей и джекфиш,— говорит капитан Four Seasons Explorer Бони Себаянг.— Фавориты нашего меню — суши и сашими, рыба гриль, тартар из тунца; к шведскому столу мы подаем лобстера и креветок». Подобным образом ловят рыбу и на суперъяхтах, оснащаемых эффектным освещением по всему корпусу ниже ватерлинии.
Cloud 9 — это 60-метровая яхта, построенная в 2009 году на французской верфи CMN. Водных игрушек на ней не меньше, чем на Cloud 9, а на борту поместится 14 гостей. Эта яхта хорошо известна профессионалам: она была награждена на церемонии Showboats в Палм-Бич за лучший дизайн экстерьера и интерьера. Помимо чисто эстетической стороны дела (синий корпус с белой надстройкой — морская классика, которую любят все) на Cloud 9 много удачных решений планировки. Например, помимо каюты владельца шириной от борта до борта, на которую дизайнеры всегда не жалеют пространства и дорогих отделочных материалов, здесь еще и очень удачная VIP-каюта в задней части верхней палубы. Из нее открываются панорамные виды, а открытую часть палубы позади каюты можно использовать как личную террасу. Нечто подобное есть на Titania, но не будем забывать, что Titania на 12 метров длиннее, и необычные пространственные решения воплотить на ней проще. По информации Burgess, недельный круиз Cloud 9 и Sequel P обойдется от €315 тыс. до €350 тыс. Примерно такую же специальную цену Ulysse Travel Club называет за чартер Titania — в марте за него придется заплатить €350 тыс. вместо обычных €550 тыс. Впрочем, не стоит забывать, что при чартере суперъяхт взимаются еще 30% на дополнительные расходы — топливо, провизию, оплату причалов и связь. Если эта сумма остается частично не израсходованной, остаток возвращают клиенту.

В круиз по Мальдивам можно отправиться и за гораздо меньшую сумму. Правда, условия комфорта круиза тоже будут отличаться. Речь идет о небольших круизных судах, на которых есть несколько кают. В этом случае можно заказать не судно целиком, а просто каюту. Такого типа путешествиями занимается компания «Мальдивиана» на яхте, которая так и называется — Maldiviana (на ней пять кают). Или же Four Seasons Explorer, на котором десять гостевых кают площадью 20 кв. м каждая и один сьют с панорамным видом площадью 45 кв. м. Эти яхты ходят по стандартным маршрутам. Скажем, Explorer неторопливо курсирует между двумя отелями Four Seasons в Kuda Huraa и Landa Giraavaru, причаливая по пути у обитаемых и необитаемых островов и рядом с самыми красивыми рифами. Дорога в один конец занимает три дня, обратно — четыре (яхта идет другим маршрутом); можно купить один сегмент или провести на ней всю неделю. К примеру, четырехдневный круиз в стандартной гостевой каюте обойдется в $5 тыс., а чтобы заказать яхту целиком для частного круиза, надо будет заплатить $19 тыс. в день.
Большинство чартеров начинается и закачивается в Мале, куда прибывают как регулярные, так и частные рейсы. Однако яхту, заказанную у брокера, можно подать куда угодно, включая самый удаленный уголок страны. Маршруты чаще всего не связаны с какими-то конкретными портами, как это бывает в любом другом круизе: на Мальдивах единственным источником развлечений на берегу может быть остров-отель. «Посещение островов-отелей обычно приветствуется гостями яхт,— комментирует Елена Максимова,— поскольку во время чартера это единственная возможность «попасть в цивилизацию». Такие посещения несложно организовать, но по возможности заблаговременное согласование с отелем все-таки необходимо. Лучшие отели Мальдив — Reethi Rah One & Only, Huvafenfushi Per Aquum Resort, Conrad Maldives Rangali Island, W Resort Maldives, Baros Resort».

Если говорить о комфорте на маршрутных яхтах, то на Four Seasons ситуация изменилась к лучшему — здесь только что сделали ремонт, в результате которого были обновлены все номера. Да, здесь нет того уровня приватности, который гарантирую суперъяхты, и отсутствует джакузи на сандеке, но для исследования морских глубин эта лодка подготовлена лучше многих — включая все, что нужно для дайвинга. Другим приятным моментом стали уроки йоги на рассвете и закате. Я не занимаюсь йогой в Москве, но отказаться от занятий на яхте посреди обескураживающей красоты Индийского океана было невозможно. Не забудем про массаж на палубе под навесом от солнца — и картина дрейфующего оздоровительного центра будет законченной. Хотя Мальдивы традиционно считаются царством лени и скуки, я падал в кровать без сил с наступлением темноты так, что не было возможности сфокусироваться на традиционной мальдивской дороговизне алкогольных напитков. Зато меню турецкого шеф-повара незамеченным не осталось.

Хороший шеф, пожалуй, главный человек на борту. В моей практике были случаи, когда несъедобная еда в буквальном смысле отравляла хороший круиз. Мальдивский турок нашел идеальный формат для круиза: не высокая кухня, которая редко получается на борту, а здоровая средиземноморская и азиатская кухня, которая отлично сочетается с йогой и дайвингом. Свои умения он продемонстрировал и во время гриль-сессии с факелами на небольшом необитаемом острове, где гости сидели за столом и на диванах из песка — все было вырыто из глубин и покрыто тканью. За столом было 12 гостей, но в этот момент я думал о том, что с удовольствием бы их удалил, чтобы устроить ужин на двоих. Самый клишированный романтический ужин, какими иллюстрируют рекламные проспекты. И мне не было стыдно.