— Народ готовится к лету, заранее проводит учетно-регистрационные действия, потому что перед началом навигации, как обычно, у нас выстраиваются очереди, — говорит госинспектор ГИМС Марат Ганеев. — На сегодняшний день у нас зарегистрировано 3360 маломерных судов. В этом году, исходя из анализа предыдущих лет, мы планируем зарегистрировать 600 единиц — это катера, моторные лодки и гидроциклы. Планируем провести техосвидетельствование судов — порядка 1380 единиц. По тем же прикидкам, примерно 225 человек должны получить права на управление маломерными судами.

— Где на права учатся?

— Обучением занимается ООО «Судоводитель». Его филиал есть и в нашем городе. А экзамены принимает ГИМС. Также на компьютере сдают теорию, а на воде — вождение.

— Техосмотр нужно ежегодно проходить?

— Также, как и автомобилей. Если лодка и мотор новые, то им выдается техталон на три года. Если старше трех лет, проходят техосмотр ежегодно, как правило, перед началом навигации.

— Сколько стоит регистрация и техосмотр?

— Госпошлина при регистрации составляет: на моторные суда с двигателями до 10 лошадиных сил — 200 рублей, свыше 10 л.с. — 600 рублей. Если катера прогулочные — 1100 рублей. Техосмотр — 60 рублей. Оплачивается в любом банке.

— Напомните, какие лодки подлежат регистрации.

— Надувные гребные лодки, начиная с грузоподъемности 225 кг и более, корпусные лодки — от 100 кг, байдарки — от 150 кг. Если же судно с мотором, подлежит регистрации независимо от грузоподъемности. Но несмотря на то, подлежит ли лодка регистрации или нет, необходимое снабжение на ней должно быть: спасательные жилеты, фонарь, свисток и т.п. На моторных судах обязательно должен быть огнетушитель, а на некоторых катерах и два, и три огнетушителя.

— Есть какие-то сроки регистрации лодок?

— Согласно закону, как и любое транспортное средство, его необходимо зарегистрировать в течение 30 дней после приобретения. Но поскольку их эксплуатация сезонная, то возникают нюансы. Допустим, лодку приобрел зимой, во время скидок, а регистрирует ее, спустя два-три месяца, после приобретения мотора. Это нормально, поскольку налог насчитывается от мощности двигателя.

— О налоге подробнее?

— До 5 л.с. налог не взымается. До 100 л.с. включительно налоговая ставка составляет 10 рублей за лошадиную силу. На гидроциклы другие ставки. При мощности двигателя до 100 л.с. — за каждую лошадиную силу берется 125 рублей, свыше 100 л.с. — 250. И вот тут сказывается несовершенсво закона. Например, если мощность двигателя гидроцикла 250 л.с., то налог составляет 62500 рублей. Владеют такими гидроциклами, как правило, люди не бедные, но они предпочитают налог не платить. Им каждый раз, когда попадутся, выгоднее заплатить штраф в 1 тысячу рублей. Они и не прячутся. Иногда увидят нас, и сами подъезжают за штрафом. Мол, начальник, дай «путевку».

— А вообще, какие санкции вы можете применить к нарушителям?

— В административном кодексе один раздел посвящен чисто маломерным судам. За нарушение правил плавания и эксплуатации судов предусмотрены штрафы от 500 до 1500 рублей. Также наказываются за управление моторным судном в состояние алкогольного опьянения — вплоть до лишение прав. А судно может быть помещено на штрафстоянку.